Мы все знаем, что пока есть дети, будет детский травматизм, от этого никуда не деться. Наша задача — попробовать снизить частоту этого травматизма, уменьшить тяжесть детской травмы и, конечно, проанализировать и попробовать понять, какие же меры приводят к положительному результату», — считает главный детский травматолог Москвы Размик Кешишян.
Кто-нибудь из вас задумывался, что такое травматизм?
Слово «травма» происходит от латинского слова и в переводе оно означает телесное повреждение при ранении. Повреждения, которые повторяются в определенной группе населения, называются травматизмом. Под детским травматизмом понимается совокупность внезапно возникших повреждений среди детей разного возраста.
В Республике Беларусь ежегодно констатируются факты гибели
и травматизма детей. От внешних причин в 2022 году погибло
112 детей, в 2016 году – 154 ребенка в возрасте от 0 до 17 лет.
На сегодняшний день детский травматизм представляет собой серьезную социальную проблему современного общества, поскольку здоровье детей является одним из важнейших ресурсов развития нашей страны. Отравления, дорожно-транспортные происшествия, проглатывание инородных предметов, выпадение из окон, пожары – это далеко не полный перечень ситуаций, которые могут привести
к трагедии.
Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Естественно, возникновению травм способствуют
и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта,
а отсюда отсутствие чувства опасности. К сожалению, родители не могут все время находиться рядом с детьми, но их главная задача – создать для ребенка безопасную среду, в которой он не будет подвергаться неоправданному риску.
В данном материале мы не только приведем примеры травмирования детей, но и попытаемся ответить на вопросы:
что именно несет опасность для здоровья ребенка? Как этого избежать? Какими принципами нужно руководствоваться, чтобы с ребенком не случилась беда?
В структуре всего детского травматизма бытовые травмы – самое распространенное явление. На их долю приходится около 70% всех несчастных случаев. Меньше всего травм зарегистрировано у детей первого года жизни, с 2 до 6 лет травматизм увеличивается более чем
в 3 раза. Максимальный уровень травматизма отмечается у подростков. Травматизм детей, особенно в раннем возрасте, во многом зависит
от отсутствия должной бдительности родителей, недостаточного знания ими психофизиологических особенностей и физических возможностей своих детей. Для того, чтобы предупредить травматизм, родители должны создать для ребенка травмобезопасную среду пребывания.
Каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные травмогенные ситуации:
В младенческие годы, когда ребенок начинает познавать окружающий мир, основными причинами травм являются ожоги кипятком и падения с высоты. Малыши падают с пеленальных столов, кроватей, из колясок и даже из маминых рук. Любят закрывать самостоятельно двери, забывая вовремя убрать пальцы, с удовольствием перебирают содержимое различных коробок и шкатулок, в которых могут оказаться иголки, лезвия, лекарства, различные реактивы,
и другие опасные для них предметы. Некоторые матери нередко выставляют коляски со спящими детьми на незащищенные лоджии или балконы, заменяя тем самым прогулки на свежем воздухе. В это время на ребенка может упасть горящий окурок, брошенный сверху,
и привести к трагическим последствиям. Также опасно оставлять малыша на диване или на неогражденной кровати, ставить рядом с его постелью электронагревательные приборы.
С 2-х лет дети становятся особенно активными и любопытными. Исследуют плиту, утюг, обогреватель и получают ожоги. Тянут в рот шнуры от электроприборов, втыкают в отверстия штепсельной розетки булавки, шпильки, спицы, в результате чего случаются электротравмы. Происходят и химические ожоги продуктами бытовой химии, различными кислотами, например уксусной эссенцией. Только одного глотка этой жидкости достаточно, чтобы получить тяжелые ожоги глотки, гортани и пищевода. Дети получают ожоги при опрокидывании на себя посуды с горячим содержимым, когда на какое-то мгновение остаются без родительского внимания.
4-6-летние дети начинают делать первые самостоятельные выводы. Обследуют предметы (спички, зажигалки), в своих разнообразных играх, особенно со спичками и зажигалками, часто повторяют поступки и действия взрослых.
7-13 летние дети очень любят разводить костры, в которые бросают использованные баллончики аэрозолей, дезодорантов,
и получают тяжелые ожоги пламенем, которые могут привести
к инвалидности или даже смерти. Травмы могут причинить различные колющие и режущие предметы – остро отточенные карандаши, ручки, циркули, кнопки, угольники, ножницы и другие при неосторожном их применении и баловстве.
14-15 летние подростки чаще получают травмы из-за нарушения техники безопасности при катании на электросамокатах, велосипедах, скейтбордах, роликах, а также ожоги из-за неосторожного обращения
с ЛВЖ. Немало травм происходит из-за постоянного использования различных гаджетов. С телефоном подростки не расстаются ни дома, ни на улице. Даже умудряются пользоваться, идя по пешеходному переходу. Музыка, звучащая из наушников, не всегда позволяет услышать сигнал автомобиля. Различные травмы случаются
у «любителей селфи» и подростков, зависимых от социальных сетей.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ОТ МЧС:
Именно родители должны побеспокоиться
о безопасности своего малыша в доме. Обратите особое внимание
на места повышенной опасности:
— кухня;
— ванная комната;
— места хранения бытовой химии.
Никогда не оставляйте в зоне доступности ребенка:
— лекарства
— бытовую химию;
— элементы питания;
— спички;
— колющие и режущие предметы и прочую мелочь.
Опасно:
- Оставлять ребенка в комнате с открытым окном!
- Оставлять ребенка одного в воде во время купания!
- Разрешать ребенку самостоятельно включать и выключать электроприборы!
- Читайте ребенку!
Сказки, художественную литературу – это основное средство обучения малышей правилам безопасного поведения. Они могут многому научить не только детей, но и родителей. Когда читаете сказку с малышом, обязательно задавайте ему вопросы: «Почему так произошло?», «Что не так сделал герой?», «А, как ты думаешь, что нужно было сделать?». Рассуждая над поступком героя, вы даете правильные ориентиры ребенку на будущее, помогаете понять, в чем ошибка сказочного персонажа.
- Рисуйте с ребенком!
Дети воспринимают окружающий мир образами. Это значит, что все, о чем вы говорите с ребенком, он должен видеть на картине. Поэтому у вас есть хорошая возможность поговорить с ним о правилах безопасности в доме. Нарисуйте с малышом план вашего жилья
и красным цветом пометьте опасные зоны. Объясните ребенку, почему именно в этих местах следует быть осторожным и что делать в случае опасности. Рисунок – универсальный способ обучения, с его помощью ребенку легко можно привить навыки безопасного поведения:
- рисуйте с ребенком различные ситуации и проговаривайте все, что изображаете;
- задайте ребенку тему для рисования, а потом обязательно расспросите малыша, почему он это нарисовал;
- сочиняйте по рисункам истории, для этого можно использовать книги-раскраски МЧС.
- 3. Играйте с ребенком!
Игра – основной способ обучения детей. Именно играя, ребенок лучше запоминает основные правила. Научите ребенка, как правильно вызывать спасателей:
- набрать 101,112;
- сообщить свой адрес;
- звать на помощь взрослых;
- назвать свое имя, фамилию, телефон.
Сделайте вместе с малышом «напоминалку», на которой будут написаны номера экстренных служб и ближайших родственников. Поместите ее около домашнего телефона или на видном месте.
- 4. Смотрите вместе с ребенком мультфильмы!
Предлагаем посмотреть мультфильмы «Волшебная книга», «Спецотряд 112». После просмотра задайте ребенку несколько вопросов.
- Тебе понравился мультфильм? Что нового ты узнал?
- А кто из героев мультфильма тебе понравился? Почему?
- Кто из героев нарушает правила безопасности? Что с ним произошло?
- А кто из героев ведет себя правильно? Кто им помогает в этом?
- Почему нельзя нарушать правила безопасности?
- Что нужно знать, чтобы не попасть в опасную ситуацию?
Разговаривая, обсуждая с ребенком мультфильм, сказку или историю по безопасности, вы помогаете понять обычные житейские истины, учите правильным действиям и поступкам в будущем.
Психологи советуют начинать обучение ребенка правилам безопасности с 2-3-летнего возраста. Слово «нельзя» употребляйте как можно реже. Ну не хочет наше подсознание его воспринимать! Любой запрет наша психика встречает в штыки. И, чтобы послушаться
и прислушаться (а тем более усвоить), приходится сделать усилие, переступить через свое собственное «не хочу – не буду».
Вспомните, как вы сами злитесь на запреты в семье или на работе. А детям такое усилие сделать еще труднее (хотя бы потому, что они – народ свободолюбивый). Вот и получается: мы говорим «Нет! Нельзя!», а ребенок услышать нас не готов. Мы говорим «не делай», а ему слышится «делай, и поскорее…».
Используйте «заменители», например «опасно». Лучше скажите ребенку: «Будь осторожен! Включать плиту самому опасно! Ты можешь обжечь руку. Давай я тебе помогу». И вообще, используйте чаще замечательное слово «можно», для того, чтобы переключить внимание вашего малыша. Например: «Включать электрочайник самому – нельзя, но можно сделать это, если рядом папа». Учите ребенка пользоваться электроприборами, плитой, но пошагово и под присмотром. Это касается любой ситуации.
Еще несколько рекомендаций для родителей:
— разговаривайте со своими детьми, стройте диалог, интересуйтесь
их делами и жизнью;
— будьте в курсе увлечений, интересов своих детей;
— вы должны знать с кем дружит ваш ребенок, с кем общается,
где проводит свободное время;
— приводите примеры, рассказывайте об опасностях, объясняйте
и напоминайте о безопасности;
— не важно, сколько лет вашему ребенку, важно, что вы сделали для того, чтобы научить ребенка безопасному поведению;
— если у вас ребенок дошкольного возраста, смотрите с ним мультфильмы по безопасности, читайте книги;
— проговаривайте правила безопасности, когда ведете ребенка в сад, приводите примеры, сравнивайте ситуации в жизни со сказочными героями, делайте вместе выводы и закрепляйте полученные знания;
— предоставляя ребенку школьного возраста самостоятельность,
разумно контролируйте его;
— детям старшего школьного возраста также нужно напоминать
о безопасности, ведь юношеский максимализм и чрезмерная уверенность приводят к трагедиям;
— всегда напоминайте детям правила безопасности перед началом каникул, особенно летних, так как количество травм именно в этот период возрастает.