ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ НАСИЛИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ
Дети и подростки, совершающие насильственные действия, отличаются некоторыми особенностями: гиперактивностью, импульсивностью, низким уровнем контроля за поведением и эмоциями, рассеянным вниманием, невысокой успеваемостью, высокой склонностью к гневу.
Дети и подростки, которые могут стать жертвами насилия, могут иметь какое-либо отличие от большинства сверстников (особенности развития, внешнего вида, характера, поведения и др.).
СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ
- Отсутствие контроля со стороны родителей.
- Опыт насильственных отношений внутри семьи.
- Отсутствие теплых доверительных отношений с родителями.
- Низкая степень сплоченности членов семьи.
- Эмоциональная холодность членов семьи.
- Отсутствие взаимной поддержки.
ФАКТОРЫ СРЕДЫ
- Неблагоприятный социально-психологический климат в учреждении образования.
- Стресс, вызванный учебой, отношениями со сверстниками и педагогами.
- Отсутствие должного контроля со стороны педагогов.
- Игнорирование педагогами отдельных проявлений насилия.
- Использование работниками учреждения образования непедагогических методов воспитания.
- Равнодушие к происходящему со стороны детей и их родителей.
СИТУАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ
- Место и время. Чаще всего насилие совершается во время перемен в коридорах, туалетах, на игровых площадках, в раздевалках перед уроками физкультуры или после них, а также в других местах, где нет взрослых.
- Присутствие наблюдателей. Для обидчика, которому важно самоутвердиться и продемонстрировать власть, совершение насильственных действий без свидетелей теряет смысл.